Судебная автотехническая экспертиза (САТЭ)

Предметом САТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов уголовного (гражданского) дела.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

  • судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
  • судебная экспертиза технического состояния ТС;
  • судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
  •  судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.

              В настоящее время в ФБУ Владимирская ЛСЭ Минюста Росии проводятся :

судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

судебная экспертиза следов на транспортных средствах и месте ДТП;

судебная экспертиза транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.

 

Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС; скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.

В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные следствием (судом) моменты;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП торможением и объездом в заданные следствием (судом) моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  • определение времени преодоления ТС конкретных участков пути;
  • установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности движения;
  • какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они предусмотрены;
  • установление технической возможности у водителя в момент, указанный органом, назначившим экспертизу, совершить действия, предписанные теми или иными пунктами ПДД, во избежание происшествия;
  • определение наличия (отсутствия) причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом, назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, втом числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  • определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению С

Судебная экспертиза по исследованию следов на транспортных средствах(ТС) и месте дорожно-транспортного происшествия (ДТП) - (транспортно-трасологическая ) диагностика.

В рамках экспертизы следов на ТС и месте ДТП решаются следующие ос­новные задачи.

 1. Исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов на неподвижное препятствие с целью:

  • определение места столкновения транспортных средств; определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);
  • определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);
  • определение взаимного расположения ТС относительно элементов до­роги - проезжей части, ее горизонтальной разметки и т. п.;
  • определение направления сил и моментов, действующих на ТС при столкновении (наезде);
  • установление скорости движения ТС при столкновении, в частности, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столк­новении;
  • определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совмест­но с судебными медиками);
  • установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, причи­ны  их образования;
  • установление механизма повреждений резьбовых и иных соединений, причины  их образования и т. п.

2. Исследование механизма наезда на пешехода:

  • определение места наезда ТС на пешехода;
  • определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;
  • определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него;
  • определение направления движения пешехода относительно ТС (сле­ва - направо, справа - налево, под углом). Эта задача также решается  в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (ис­следование повреждений на теле пешехода), биологов (исследован наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследован- одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).

Судебная экспертиза   транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.

В рамках экспертизы транспортных средств в целях определения стоимо­сти восстановительного ремонта и  оценки решаются сле­дующие основные задачи:

  • определение величины ущерба или стоимости восстановительного ремон­та ТС с учетом и без учета износа;
  • определение величины утраты товарной стоимости ТС;
  • определение механизма повреждения ТС, полученные в результате конк­ретного ДТП;
  • определение соответствия выполненных работ по восстановительному ремонту ТС и повреждений, полученных в результате ДТП;
  • определение соответствия повреждения ТС, указанных в акте осмотра ТС и в справке ГИБДД;
  • определение величины износа ТС и т. п.