Судебные лингвистические экспертизы письменных и устных текстов

     Судебные лингвистические экспертизы письменных и устных текстов - новый род судебных экспертиз.

     Необходимость производства подобных экспертиз в гражданском, арбитражном, уголовном процессе, административном судопроизводстве связана с тем, что в настоящее время множатся судебные иски по защите чести, достоинства и деловой репутации, авторских и других смежных прав. Без использования специальных лингвистических познаний, как правило, невозможно разрешение дел о плагиате, производстве и распространении контрафактной книгопечатной продукции. Весьма востребованы экспертизы этого рода при расследовании и судебном рассмотрении дел об оскорблениях и клевете, возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды, призывах к свержению конституционного строя.

    Предметом судебной лингвистической экспертизы являются факты и обстоятельства, устанавливаемые на основе исследования закономерностей существования и функционирования естественного или искусственного языка.

      Объектами судебных лингвистических экспертиз являются речевые проявления в форме письменного текста или устного высказывания. Результаты лингвистического анализа содержательно-смысловой и формальной стороны речевого произведения являются основным источником доказательственной информации, как при разрешении гражданско-правовых споров, так и при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, дел об административных правонарушениях. Следует подчеркнуть, что никаких других источников доказательств по делам этих категорий обычно не существует.

 

КАТЕГОРИИ ДЕЛ

ОБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

ВОПРОСЫ НА ЭКСПЕРТИЗУ

 

Дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, о клевете

(ст. 150 - 152 ГК, ст. 128.1 УК).

 

 

  • Тексты в СМИ, Интернете, видеоролики
  • комментарии к ним
  • запись речи на собрании / митинге
  • текст жалобы, письма, записки

 

 

  • Содержится ли в тексте негативная информация о лице?
  • Если негативная информация содержится, в какой форме она выражена: утверждение, мнение, предположение, оценочное суждение?

 

 

Дела об оскорблении

(ст. 5.61 КоАП,

ст. 319 УК)

 

 

  • Высказывания в адрес лица, записанные в виде текста
  • Аудио-, видеозаписи
  • Смс-сообщения
  • Листовки
  • Стенды, плакаты
  • Изображения с надписями
  • Надписи на зданиях, дверях и т.д.

 

 

  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки унижения человеческого достоинства Иванова И.И.?
  • Содержатся ли в тексте лингвистические признаки неприличной формы выражения негативного отношения к Иванову И.И.?

 

 

По делам, связанным с определением сходства до степени смешения товарных знаков.

(ст. 1473 – 1541 ГК)

 

 

  • Товарные знаки, доменные имена

 

 

  • Имеют ли товарные знаки N и M сходство до степени смешения?

 

 

Пропаганда наркотических средств

(ст. 6.13 КоАП,

ст. 230 УК).

 

 

  • Видеоролики
  • Тексты
  • Изображения с надписями

 

 

  • Содержатся ли в представленных материалах лингвистические признаки пропаганды употребления наркотических средств?

 

 

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью

(ст. 119.1 УК).

 

 

  • Скриншоты переписки
  • Записки
  • Высказывания в адрес лица, записанные в виде текста

 

 

  • Содержатся ли в представленных материалах лингвистические признаки угрозы совершения каких-либо действий?

 

 

Противодействие экстремизму и терроризму.

 

 

  • Тексты в СМИ, Интернете, в т.ч. соцсетях, комментарии
  • Видеоролики
  • Изображения с надписями, символами
  • Надписи на зданиях
  • и другое.

 

 

  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки унижения человеческого достоинства по признакам принадлежности к какой-либо группе, выделенной по расовому, национальному, религиозному и другим признакам?
  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки побуждения (в т.ч. в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в т.ч. насильственных, дискриминационных, разрушительных) в отношении какой-либо группы, выделенной по расовому, национальному, религиозному и другим признакам, или ее представителей?
  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки пропаганды превосходства одной группы и/или неполноценности другой группы, выделенной по расовому, национальному, религиозному и другим признакам?
  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки оправдания каких-либо действий (в т.ч. насильственных, дискриминационных, разрушительных) по отношению к какой-либо группе, выделенной по расовому, национальному, религиозному и другим признакам?
  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки возбуждения ненависти, вражды (розни) по отношению к какой-либо группе, выделенной по расовому, национальному, религиозному и другим признакам?
  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки обвинения должностного лица в совершении каких-либо противоправных действий?
  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки угрозы совершения каких-либо действий (в т.ч. насильственных, разрушительных)?
  • Содержится ли в представленных материалах нацистская атрибутика или символика либо атрибутика или символика, сходная с нацистской до степени смешения?

 

 

Дела о сексуальных преступлениях,

в т.ч. в отношении несовершеннолетних

 

 

  • Скриншоты переписки в социальных сетях
  • Смс-сообщения

 

 

  • Содержатся ли в представленном материале лингвистические признаки побуждения к действиям сексуального характера?

 

 

Различные категории дел

 

 

  • Тексты
  • Изображения с надписями
  • Видеоролики
  • Аудиозаписи

 

 

  • По вопросам установления информации, содержащейся в тексте.Вопросы определяются индивидуально при постановке лицом или органом, назначающим экспертизу, конкретной экспертной задачи по установлению фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию.

 

 

 Примечание. Если объект экспертизы – видео-, аудиозапись, то, кроме нее, на экспертизу необходимо предоставить дословное содержание этой записи, записанное в виде текста (стенограмма, протокол осмотра вещдока – диска и др.).

Лингвистическая экспертиза может быть проведена государственным судебным экспертом Дорожкиной-Певцовой Еленой Ивановной, имеющей высшее филологическое образование по специальности «Русский язык и литература» с присвоением квалификации «Учитель русского языка и литературы», высшее юридическое образование по специальности «Судебные речеведческие экспертизы» с присвоением квалификации «Судебный эксперт» и имеющей  квалификацию  судебного  эксперта по экспертной специальности 26.1 «Исследование продуктов речевой деятельности», свидетельство о праве производства экспертиз по вышеуказанной экспертной специальности № 684, выданное 18.12.2014.